Введение моратория на взыскание просроченной задолженности с граждан, имеющих валютную ипотеку, ударит по коммерческим банкам, но не окажет существенного влияния на работу коллекторов, рассказали РИА Новости участники рынков.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в структуре всей ипотечной задолженности валютная ипотека занимает 4,5%. На начало марта 2015 года общий объем ипотечных валютных кредитов составляет порядка 170 миллиардов рублей, действующих кредитов — около 50 тысяч. «Просроченная задолженность по валютной ипотеке существенно выше, чем по рублевой — 12% против 1%. За последний год просроченная задолженность по ипотечным кредитам выросла почти в 1,5 раза — с 15 до 21 миллиарда рублей», — рассказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

На этой неделе депутат Владимир Гутенев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий введение моратория на взыскание просроченной задолженности в отношении граждан, взявших до 1 октября 2014 года ипотеку в иностранной валюте. Документ предполагает, что в период действия моратория заемщики будут обслуживать свои долги по курсу на 1 сентября 2014 года.

Согласно документу, банки не смогут передавать третьим лицам, в том числе коллекторам, права требований по кредитным договорам, лишатся права принудительно отчуждать недвижимость заемщиков, а также начислять штрафы и пени за просрочку. Неустойки, начисленные до даты вступления моратория в силу, подлежат списанию. Мораторий, согласно законопроекту, будет действовать до тех пор, пока не будет принят закон о реструктуризации валютных кредитов в рубли.

КОЛЛЕКТОРСКИЙ БИЗНЕС ПОЧТИ НЕ ПОСТРАДАЕТ

Законопроект предполагает запрет на передачу банками прав требований по кредитным договорам. Если банки не смогут обойти этот пункт, то коллекторы лишатся валютных ипотечных долгов. Сами коллекторы считают, что на их работе законопроект отразится слабо.

«Говоря об ипотечных валютных заемщиках, находящихся в работе у коллекторских агентств, то они занимают несущественную долю в бизнесе. Так, например, на данный момент ипотечные долги, включая рублевые и валютные кредиты, в общем банковском портфеле взыскателей занимают около 10-12%, из них на валютную просроченную задолженность приходится не более 5-8%", — рассказала президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева

«По нашей оценке, в работе коллекторов сейчас находился около 1 миллиарда рублей валютных ипотечных долгов. Это относительно немного. Для сравнения, за весь 2014 год объем передачи банковских долгов составил 1,5 триллиона рублей. Вряд ли это серьезно отразится на работе коллекторов, так как речь идет о сотых долях процента бизнеса», — приводит свои данные управляющий директор Национальной службы взыскания Антон Дианов.

По его словам, законодательная инициатива выглядит странно, прежде всего, по отношению к рублевым должникам, так как об уступках им речи не идет. «Учитывая рост инфляции и безработицы, с большой вероятностью принятие таких мер вызовет негодование у многих должников, занимавших в рублях», — считает Дианов.

Докучаева обращает внимание на другие риски, связанные с недоработкой документа. «В законопроекте необходимо особенно тщательно прописать условия, чтобы данной возможностью не могли воспользоваться мошенники и недобросовестные заемщики», — отмечает она.

ПОСТРАДАЮТ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Представители банков отказались официально комментировать законопроект Гутенева. Юристы одного из крупнейших игроков на рынке ипотечного кредитования прокомментировали законопроект на условиях анонимности. По их словам, «принятие закона в предлагаемой редакции повлекло бы значительные убытки для коммерческих банков».

В банке полагают, что законопроект серьезно нарушит баланс интересов участников финансового рынка в пользу конкретного сегмента — валютных заемщиков. В результате произойдет ущемление интересов рублевых заемщиков и кредитных организаций.

Вызывает много вопросов и установленная в законопроекте норма о временном запрете на принудительное отчуждение имущества, уступку прав требования по ипотечным кредитам. «На наш взгляд, здесь также законодательно вводится дискриминационная норма, которая независимо от платежного поведения заемщика не позволяет кредитору использовать законно предоставленные механизмы взыскания долга с узкой группы должников, ставя их тем самым в привилегированное положение по отношению к иным должникам», — пояснили в банке.

В банке напомнили, что сейчас во многих кредитных организациях действуют программы реструктуризации, позволяющие валютным заемщикам снизить финансовую нагрузку по кредиту. По мнению банка, необходимо адресно оказывать помощь добросовестным заемщикам, действительно оказавшимся в сложной ситуации.