Несколько сотен дольщиков самарской строительной фирмы "Горос" могут остаться без квартир. К такому выводу пришли эксперты, знакомые с ситуацией на этой строительнй площадке.
Несколько лет назад новые собственники этой строительной компании начали работы, связанные с достройкой многоподъездного дома на улице Черемшанской в городе Самара, доставшегося им в "наследство" от предыдущего собственника.
Однако новые хозяева допустили ряд серьезных просчетов. И на сегодняшний день на объекте ситуация сложилась крайне тяжелая. Количество непроданных квартир значительно меньше, чем требуется для того, чтобы достроить дом. Иными словами, продав остатки, застройщик не сможет довести готовность дома даже до 70%, утверждают эксперты. Более того, компания в долгах, как в шелках, и на сегодняшний день находится в процедуре банкротства. Конкурсное производство - завершающая стадия банкротства - уже не за горами. И буквально через месяц кредиторы, скорее всего, проголосуют на собрании кредиторов за переход к следующей стадии банкротства - конкурсному производству.
Дольщики справедливо делятся сомнениями о целевом расходовании денег, вырученных застройщиком от продажи свободных квартир, а совсем недавно выяснилось, что собственники компании, находящейся в состоянии банкротства, по утверждению самих же дольщиков, занимались распродажей оставшихся квартир по символической цене гораздо ниже даже себестоимости строительства, что называется, торговали себе " на жизнь". И, что самое печальное, продажи осуществлялись без согласования с управляющим, что является прямым нарушением закона. Выявилось и то, что компания бойко торговала квартирами, не имея разрешительной документации на строительство по , так называемым, инвестиционным договорам. "Вылезли" и двойные продажи. В данный момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела.
На состоявшемся общем собрании, дольщики выразили свое недоверие к застройщику и практически единогласно проголосовали за смену застройщика. Казалось бы, все логично. «Вор должен сидеть в тюрьме», а строить должны те, кто заслужил доверие.
Но мало знакомые с правовыми и юридическими коллизиями, очень воодушевленные сменой застройщика, дольщики даже не догадываются, какой сюрприз им готовит такая замена.
Дело в том, что новый застройщик прекрасно понимает, что свободных квартир просто не хватит, чтобы достроить дом. Никакие компенсации в виде стандартно транслируемых в таких ситуациях чиновниками лозунгов о "выделении площадок и прочих преференциях" новому застройщику, конечно же не покроют его затрат, необходимые для достройки дома.
Выхода здесь два - очищать объект от дольщиков предыдущего застройщика или собирать со всех дольщиков доплату, необходимую для завершения строительства. Практика показала, что дольщиков ждет и первое, и второе. Это понимают абсолютно все, кроме самих дольщиков, наивно продолжающих верить в чудеса.
Эксперты поясняют, что к моменту смены застройщика, что происходит, как правило, путем замены лица в основном инвестиционном контракте, права на все квартиры в строящемся доме уже переданы гражданам, которые внесли за них денежные средства. Получается, что у нового застройщика, помимо права осуществлять строительство, появилось еще и множество обязанностей перед каждым дольщиком по предоставлению ему квартиры. Однако уступка этой обязанности (в правовой формулировке - перевод долга) может происходить только с согласия кредитора (дольщика) по каждой квартире. Согласно ст. 391 ГК РФ, перевод долга возможен только при согласии кредитора (гражданина-дольщика). Естественно, согласия никто не берет, а юридически новый инвестор не несет обязательства перед дольщиком по передаче ему квартиры в собственность после завершения строительства.
Чиновники предпочитают деликатно умалчивать о грядущем сюрпризе, дабы не портить позитивную ауру. Чтобы отчитаться о проделанной работе по смене застройщика, органы власти просто не хотят "замечать" того, что новый застройщик может продать строящиеся квартиры заново от своего имени.
Главное - "решить" вопрос и отчитаться, а дальше - трава не расти!
Присутствующая на общем собрании дольщиков чиновница областного МинСтроя, под бурные овации присутствующих бойко раздавала обещания о том, что абсолютно все дольщики получат квартиры от нового застройщика и никаких доплат не потребуется. Чиновница или, мягко скажем, лукавила, или решила проигнорировать арифметику и логику. С большей долей вероятности можно предположить скорее первое, чем второе.
Впрочем, в намечающейся игре, дольщики становятся уже никому не интересны. Разве, что кроме юристов, решивших на посошок сорвать куш с дольщиков на оказании "помощи по предоставлению интересов" в борьбе за благое дело. Основной же "пирог" - это недостроенный шестиподъездный жилой дом.
Стоит всегда помнить о том, что недострой - лакомый кусок для алчных коммерческих структур, которые с удовольствием готовы заполучить его за бесценок, а затем еще раз продать в нем квартиры, любой ценой и под любым предлогом освободившись от обязательств перед предыдущими дольщикми. Впрочем, это бизнес.
Такой бизнес весьма прибылен, поэтому над каждым более-менее интересным недостроенным домом «описывают круги» предприимчивые деятели, всякого рода юристы-адвокаты, желающие лишить дольщиков оплаченных квартир. Помогают ли им в этой игре чиновники - вопрос остается риторическим. Эксперты, знакомые с ситуацией, предпочитают лишь улыбаться вместо ответа на этот вопрос.
Дольщикам же объекта предстоит весьма незавидный выбор. Им необходимо или принять банкротство застройщика как данность и таким образом спасти часть своих денег, или же они продолжат ратовать за смену застройщика и в результате, скорее всего, лишатся всего.