Требования покупателей, предъявляемые к строящемуся жилью, меняются вместе с развитием рынка.
Строительство подмосковных жилых объектов без инфраструктуры сегодня – это практически нарушение, которое может быть приравнено к самовольной застройке. Статья 222 ГК РФ предписывает самовольно построенные здания сносить, поэтому нет нужды пояснять, насколько серьезными последствиями может обернуться отказ застройщика от строительства инфраструктуры.
Возможность возводить объекты инфраструктуры определяется стратегией застройки населенного пункта, и здесь можно выделить три основных пути развития.
Первый – точечная застройка. При так называемой точечной застройке осваиваются свободные участки, которые удается найти среди застроенной территории. В этом случае инфраструктура вокруг возводимого объекта чаще всего уже существует, есть детские сады, проложены коммуникации.
Второй – развитие территорий. При развитии уже застроенной территории стратегия предполагает совершенствование, оптимизацию застройки. Это касается районов, где расположены многоквартирные дома ветхого и аварийного фондов, которые собираются сносить. В этом случае на вновь застраиваемой территории уже существует сформированная инфраструктура, но она требует усовершенствования.
Третий путь – комплексное развитие территорий. При комплексном освоении земель застройщик получает большой земельный участок для возведения на нем целого микрорайона или жилого квартала. Строительство социальных и инженерных объектов здесь является обязательным пунктом.
В законодательстве существуют нормативы по поводу того, сколько должно быть на отстраиваемой территории детских садов, сколько мест для детей в них, какими должны быть дороги и т.д. Эти свойства рассчитываются в тесной связи с предполагаемым числом жителей в возводимом микрорайоне. То же самое касается и нормативов по количеству машиномест на стоянках и паркингах района.
«Надо отметить, что нормативы по обременению строительных компаний социальными инфраструктурными объектами имеют различия – в зависимости от того, на территории какого муниципального образования возводится жилое строение, - рассказывает Сергей Аксенов, исполнительный директор по управлению проектами ГК «МИЦ». - Например, когда мы начинали строить жилой комплекс «Коммунарка», то территория застройки относилась к Ленинскому району Московской области. Проект планировки в части социальных инфраструктурных объектов был рассчитан по нормативам Подмосковья. Это было 5 лет назад, и тогда мы даже не предполагали, что этот район станет Москвой. После вхождения Ленинского района в состав Москвы ситуация изменилась. Строительные регламенты столицы определяют иные нормативы по социальным объектам. Поэтому сейчас наша компания делает новый расчет, который приведет к увеличению числа детских садов в микрорайоне и количеству мест в них».
Опытные строительные компании прекрасно понимают, насколько важно наличие рядом с возведенными многоквартирными жилыми домами всевозможных социальных объектов – детских садов, спортивных площадок, зон отдыха. Возведение социальной инфраструктуры – процесс, который выгоден всем: покупатели получают действительно качественное жилье со всеми нужными для комфортной жизни условиями, застройщик получает клиентов и укрепление репутации, а органы местного самоуправления – благополучно развивающуюся территорию. Именно по этой причине надежные девелоперские компании уделяют вопросам строительства инфраструктуры такое серьезное внимание.