По Петербургу прокатилась волна процессов о банкротстве застройщиков: дела о несостоятельности строительных компаний рассматривают все чаще.
По данным Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти, на сегодня в делах о банкротстве застройщиков участвует свыше 2,7 тысячи дольщиков.
Покупателям, которые имели несчастье связаться с застройщиками-банкротами, приходится отстаивать свои права годами. А проблема обманутых дольщиков, которая все больше приобретает политическую окраску, еще долго будет оставаться нерешенной. На рынке до сих пор встречаются случаи мошенничеств – пусть и не откровенных. К тому же банкротиться стали не только не только те, кто работал по «серым» схемам, но и компании, которые продавали жилье в соответствии с 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…».
Кризисный синдром
Массовые банкротства застройщиков начались в кризис, осенью 2008 года, до этого момента строительный рынок работал стабильно. Большинство дел о несостоятельности проходили в конце 2009-го – начале 2010 года. Процессы о банкротстве того или иного застройщика рассматривали почти каждую неделю.
В результате с рынка ушли такие крупные компании, как «Строймонтаж» и «ИВИ-93». Впрочем, громкие процессы обошлись без скандалов и митингов обманутых дольщиков: незадолго до своего банкротства «Строймонтаж» ввел свои дома в эксплуатацию, а «ИВИ-93» передал права на достройку другим организациям.
Процессы банкротства застройщиков, у которых остались обязательства перед покупателями жилья, проходят до сих пор. В частности, до конца мая должны окончательно признать банкротом компанию «Окстрой» – фирма не смогла завершить сразу три своих объекта. Право на достройку одного из проектов «Окстроя» – жилого комплекса «Кристалл» на Институтском проспекте, 9 – в декабре прошлого года передали дольщикам. Покупатели квартир во втором объекте – на пересечении улиц Щербакова и Новосельковской в Коломягах – пока не соглашаются объединяться в ЖСК. Дело в том, что средств на завершение работ у них нет. Не хотят создавать кооператив и покупатели жилья в доме на улице Большая Зеленина, который также возводил «Окстрой». В общей сложности свои права на квартиры требуют свыше 200 дольщиков компании.
Несостоятельной в скором времени могут признать и компанию «Китежстрой»: в августе прошлого года арбитражный суд первой инстанции ввел в компании первую процедуру банкротства – наблюдение. Тем не менее в конце января фирма попыталась оспорить это решение в апелляционной инстанции. Попытка успехом не увенчалась: теперь застройщик пытает счастье в кассационном суде. Заседание состоится 19 апреля. Главным проектом компании является комплекс в Новом Девяткино общей площадью 16,7 тыс. кв. м (Всеволожский район, поселок Новое Девяткино, корпус 2; квартал 1-А). Здание состоит из двух корпусов, строительство первого из которых полностью завершено. Второй возведен лишь на 80%. Объекты не введены в эксплуатацию, до сих пор не подключены к электричеству и некоторым другим коммуникациям по постоянной схеме. Жилье в доме «Китежстроя» приобрели свыше 400 человек, половина из которых уже сумели оформить право собственности на жилье по решению судов общей юрисдикции.
Среди компаний, которые в настоящее время проходят процесс банкротства или уже признаны несостоятельными – ООО «Брик» (строила дом в поселке Ленсоветовский, участок 13 А, корпус 3), ООО «ИСК «Жилсоцстрой» (компания с 2006 года строила семнадцатиэтажное здание на улицеКрасных Военлетов в Гатчине и оставила после себя почти полсотни обманутых дольщиков), ЗАО «ИК «Павловский посад» (строила жилой комплекс «Бель-Виль» и успела привлечь свыше 120 покупателей), ООО «Финансовая группа «Плазма» (компания продала 30 квартир в комплексе «Каскад» на Выборгском шоссе, 140), ООО «Строительные технологии» (строила дом на Ленинском проспекте и привлекла 150 дольщиков).
Процесс банкротства может начаться и в отношении ЗАО «Строительное объединение «М-ИНДУСТРИЯ» – заявление о банкротстве застройщика подало ООО «Пенсионная сберегательная компания». Структуры «М-Индустрии» пытаются обанкротить с завидным постоянством – за последние три года таких попыток было как минимум пять.
Несколько раз кредиторы пытались признать несостоятельной и строительную компанию «Импульс» – фирму намеревались обанкротить десятки партнеров, которые требовали от застройщика от 300 тыс. до 5 млн руб.
Черный список
Все компании, в отношении которых начались процессы банкротства, работали с начала 2000-х, а жилье продавали по «серым» схемам – предварительным и инвестиционным договорам. Тем не менее в числе аутсайдеров оказалась и компания, которая работала в соответствии с 214-ФЗ: в середине декабря арбитражный суд признал банкротом ЗАО «УМ № 276». Эта компания строила два дома в Гатчине. Она проходит последнюю стадию банкротства – конкурсное производство, через полгода окончательно перестанет существовать.
Как оказывается, банкротства застройщиков происходят отнюдь не только из-за их неграмотной финансовой политики. На рынке до сих пор встречаются случаи мошенничеств, а процессы о несостоятельности компаний часто идут параллельно с расследованием уголовных дел в отношении их руководителей. Последний такой случай – история с компаниями «ЖилСоцСтрой» и «Строй-Союз». Впрочем, от уголовных преследований руководителей строительных компаний дольщики получают разве что моральное удовлетворение. Хотя формально при банкротстве компании ее учредителей или генерального директора можно привлечь к субсидиарной ответственности. Точнее – погасить долги перед кредиторами за счет их имущества. Но, как оказывается, сделать это крайне затруднительно: необходимо доказать, что действия руководства привели к банкротству.
Шансы получить жилье при банкротстве застройщика у дольщиков все же есть. Формально покупатели квартир могут объединиться в ЖСК и завершить дом своими силами: за последние два года в кооперативы объединились дольщики почти десятка проблемных домов. Так, в 2010 году ТСЖ «Новая Ржевка» закончило строительство дома на улице Ленской, 19. ЖСК «Архитектора Данини, корпус 1» заключил договор на аренду земельного участка в Пушкине для завершения строительства корпуса 1А-1Б (заказчиком выступало Управление ФСБ), а ЖСК «Девятый корпус» завершает строительство еще одного проблемного адреса в Царском Селе – дома на Кедринской, 8, литера А.
Для покупателей объединяться в ЖСК выгодней, нежели передавать права на завершение объекта другому застройщику. Дело в том, что члены кооператива имеют право коллегиально решать, сколько должен доплатить каждый дольщик. В случае когда недострой передают другому застройщику, то именно он будет определять сумму доплаты с каждого дольщика. И советоваться с ними явно не станет.
Права участия
В августе прошлого года Госдума заявила, что дольщики компаний-банкротов получили дополнительный механизм защиты своих прав. Заработали поправки в закон о несостоятельности, определяющие права покупателей жилья при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков. Раньше в делах о несостоятельности могли участвовать лишь те дольщики, которые аннулировали договоры купли-продажи и требовали от застройщика исключительно деньги. С принятием поправок люди смогли заявлять свои требования и при этом не расторгать соглашения с застройщиком. К тому же требования дольщиков должны удовлетворяться раньше, чем долги контрагентов, подрядчиков и налоговых органов.
Но, как показала практика, поправки в Закон «О банкротстве» не сильно изменили положение обманутых дольщиков при рассмотрении процессов о несостоятельности. Имущества, которое остается у застройщика после передачи объекта дольщикам, должно быть достаточно для погашения требований по возмещению вреда здоровью и выплате зарплаты. А еще дольщики могут получить свои квартиры лишь в том случае, если незавершенный объект и земельный участок не обременены залогом. По данным Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в рамках дел о банкротстве застройщиков уже поступило свыше 2,7 тысячи обращений от дольщиков, которые требуют включить их в реестр кредиторов.
Универсального механизма защиты прав дольщиков при банкротстве застройщика, увы, не существует. Шансы покупателей получить жилье зависят от наличия у застройщика тех или иных активов. Если речь идет о недостроенном доме, имеет смысл объединиться в ЖСК. Когда дом завершен, необходимо предъявить свои требования в рамках процесса о банкротстве.
В любом случае, если вам довелось стать дольщиком компании-банкрота, необходимо приложить все усилия, для того чтобы получить жилье. Требовать вернуть деньги нет смысла. Даже если вам удастся добиться взыскания заплаченной суммы, сразу вы ее не получите. Процесс получения средств, скорее всего, затянется на несколько лет – в итоге ваши деньги просто обесценятся.
Автор: Сергей Бардин