Четверть всех строек, существующих сейчас в городе, не законны. Что, впрочем, ничуть не мешает строительным компаниям распродавать будущие квартиры, широко рекламируя свою деятельность. Протесты надзирающих органов, как правило, не приводят ни к каким результатам. Почему наши законы больше похожи на иллюзии, пытался разобраться корреспондент «Фонтанки».

За первое полугодие 2009 года служба Госстройнадзора выявила в Петербурге 43 незаконных стройки, то есть те, на которых работы ведутся без всякого разрешения. Еще две обнаружил комитет по градостроительству и архитектуре. Если учесть, что сейчас в Петербурге насчитывается, по данным концерна RBI, 233 стройплощадки, то статистика производит удручающее впечатление — как минимум, четверть всех будущих жилых зданий, попросту говоря, самострой.

Можно даже составить своеобразный рейтинг нарушителей. Например, самым масштабным смело можно назвать ЗАО «Отделстрой» - одним махом возводить без разрешения целый микрорайон не отваживался еще никто. Однако несмотря на то, что распоряжение об остановке строительства выдано еще в марте, работы продолжаются, а представители отдела продаж компании воодушевленно рассказывают покупателям о том, какой рай их ждет в будущем квартале «Кудрово».

Самым злостным — компанию ЛЭК. Из 19 объектов этого инвестора документация в порядке только по 9, еще по 5 объектам выдавалось разрешение на подготовительные работы, но его срок истек в 2006 году. Наверное, покупателям квартир будет интересно узнать, что по закону на стадии подготовки к строительству находятся комплексы «Граф Орлов», «Золотая долина», «Премьер-Палас», жилой дом «Диадема», а также новостройка на улице Ушинского. Совсем без разрешения возводятся жилые дома на углу Кондратьевского проспекта и улицы Маршала Блюхера, на углу Орджоникидзе и Космонавтов, комплекс «Классика» и «Лондон-Парк». Жилой комплекс «Империал» оказался в фокусе общественного внимания и был согласован уже на завершающем этапе строительства. В 2008 году служба Госстройнадзора выписала компании ЛЭК 12 штрафов, видимо, в этом году традиция сохранится. Продажи ведутся на всех объектах, рекламная кампания инвестора не сокращалась.

В номинации «самый долгоиграющий нарушитель» лидирует Северо-Западная строительная корпорация, основанная в начале 90-х. У этого застройщика собственное ноу-хау — многоквартирные дома возводятся на участках, предназначенных под ИЖС. Никакого разрешения на строительства дома на собственном участке от застройщика не требуется. Логически развили опыт «СЗСК» в компании «Инвестпроект» - как уже писала «Фонтанка», участки, отведенные под индивидуальное строительство, были использованы для продажи так и не построенных трехэтажных зданий.

Строители вполне убедительно объясняют причины, по которым они вынуждены нарушать законы. Согласование проекта отнимает слишком много времени, поэтому выгоднее начать строительство, а бумажную работу завершать уже «в процессе». Однако, как объяснил корреспонденту «Фонтанки» руководитель юридического отдела службы Госстройнадзора Олег Тимощук, средний срок согласования проекта в этом ведомстве отнимает от 45 до 90 дней — разумеется, если в проектном решении не было грубых ошибок. Стоимость экспертизы зависит от сложности проекта, но вполне сопоставима с размерами штрафов, которые строительные компании платят за незаконную деятельность.

Можно допустить, что процесс согласования документов пробуксовывает на более ранних стадиях. Однако, по словам самих участников рынка, средний срок оформления всех документов отнимает полтора-два года. Однако документы по проекту, к примеру, комплекса «Граф Орлов» были хотя бы частично оформлены еще в 2006 году, но за прошедшие три года ЛЭК так и не удосужился получить разрешение на строительство. Логически рассуждая, причин может быть только две — либо проект никуда не годится, либо у компании нет средств оплатить экспертизу, однако оба варианта в холдинге категорически отрицают.

Остановить процесс незаконного строительства почти невозможно. Штрафы, которые налагает на застройщиков Госстройнадзор, вполне символичны — до миллиона рублей. Приостановить незаконную стройку можно только с помощью суда, но, как объяснили в ведомстве Орта на правах анонимности, суды очень неохотно принимают к рассмотрению дела о незаконном строительстве жилых домов, «поскольку никто не хочет дополнительных проблем с дольщиками».

Даже в тех случаях, когда построенный дом по всем законам считается самостроем, его все равно нельзя сносить. Как разъясняет Высший арбитражный суд, обратиться с иском о сносе незаконно построенного здания может либо Служба Госстройнадзора, либо владелец земельного участка, неожиданно обнаруживший на своей территории невесть откуда взявшуюся постройку. Однако поскольку частная собственность по нашему законодательству неприкосновенна, то госорганам могут и отказать, гарантированное решение о сносе самовольных построек примут только исходя из интересов хозяина участка.

Не подпадают действия строительных компаний и под статью о незаконной предпринимательской деятельности. «Строго, вплоть о уголовного дела, застройщики преследуются только в тех случаях, когда строительство идет без постановления губернатора. Во всех остальных случаях строить можно, - пояснили юристы в комиссии по недвижимости при Обществе защиты прав потребителей.- К тому же строители часто заранее организуют ЖСК, а кооперативы по закону могут привлекать новых членов на условиях совместного финансирования деятельности». А, как добавили в Госстройнадзоре, что-то строить на участках, которые находятся в собственности, можно вообще без всяких постановлений.

Привлечь к ответственности строительные компании можно только за нарушение закона «О рекламе» - предлагая купить квартиры в строящихся без разрешения домах, компании занимаются тем, что по закону называется «введение потребителей в заблуждение». «Это абсолютно незаконная реклама», - подтвердила Наталья Плошкина, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства в рекламе УФАС по СПб и ЛО. Впрочем, обращаться с «сигналами о нарушениях» рекламного законодательства должны либо государственные надзорные органы, либо сами потребители. Как правило, ни те, ни другие этого не делают.

Проблемы незаконного строительства не кончаются после завершения дома. Настоящие испытания у покупателей квартир начинаются после заселения — они живут без света из-за нерешенных проблем с подключением («Серебряные ключи»), остаются без водоснабжения и канализации («Новый Оккервиль»), годами не могут оформить в собственность жилье (объекты «СЗСК»). Но это — потом, а квартиру хочется сейчас. Поэтому покупатели предпочитают закрывать на нарушения закона глаза.