В отношении ООО «Кросс» ведена процедура внешнего управления.
«СИ» продолжают следить за развитием событий вокруг объекта ООО «Кросс», расположенного на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Владимирской. В настоящее время в отношении застройщика возбуждено дело о банкротстве. Причем, 21 апреля текущего года введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Арбитражным управляющим назначен Сергей Государев.
«СИ» не раз писали о ситуации с этим домом. Первоначальным сроком завершения строительства значился 2007 год, но стройка «заморозилась» на уровне 12-го этажа (предполагалось, что всего в доме будет 17 этажей). На этом объекте участниками долевого строительства было создано товарищество собственников жилья «Удобный».
Дела арбитражные
В начале июля дольщики компании провели собрание с приглашением на него помощника арбитражного управляющего ООО «Кросс» Алексея Комелева. По информации председателя ТСЖ Олега Парабина, к нему поступают жалобы от участников долевого строительства на действия арбитражного управляющего.
Так, дольщица Александра Вишневская рассказала корреспонденту «СИ» о том, что ей поступило письмо от арбитражного управляющего, в котором ее просят доплатить за ее квартиру. «В письме от имени арбитражного управляющего говорится, что для достройки дома нужно собрать с дольщиков 10 тысяч рублей с каждого квадратного метра. С меня лично – 663 тысячи. Они предлагают выплаты разбить на несколько частей. Первую часть денег отдать сейчас, вторую – перед получением разрешения на строительство, третью – после получения разрешения, четвертую – после начала строительных работ, - рассказывает Александра Вишневская. – На объекте 200 дольщиков. Достраивать осталось 5 этажей, при этом суммы на достройку дома звучат в размере 5-10 миллионов рублей. Мне не понятно, зачем тогда такие огромные суммы собирать с дольщиков. Более того, представители арбитражного управляющего говорят, что если мы не внесем эти деньги, они в одностороннем порядке расторгнут с нами договоры долевого строительства через суд».
Алексей Комелев заявил, что арбитражный управляющий представляет интересы совета кредиторов. При этом он добавил, что дольщикам никто не запрещает перейти в статус кредиторов: «К сожалению, в законодательстве о банкротстве понятие «кредиторы» есть, а такое понятие как «дольщик» отсутствует».
Однако, по мнению Дмитрия Скворцова - адвоката одной из дольщиц компании «Кросс», арбитражный управляющий должен признать права залогодержателей, которыми как раз являются дольщики.
Более того, напомним, что совсем недавно Президент РФ подписал поправки в закон «О банкротстве (несостоятельности)». И касаются они как раз процедуры банкротства застройщиков и признания прав участников долевого строительства в рамках этой процедуры. Так что со вступлением в силу этого закона понятие «дольщик» в законодательстве о банкротстве появится.
Возвращаясь к ООО «Кросс», отметим, что по словам Дмитрия Скворцова, у суда возникают проблемы с поиском арбитражного управляющего. «Арбитражный суд был вынужден обращаться в палату арбитражных управляющих. Дело дошло до замечания за ненадлежащее поведение Государева», - заявил г-н Скворцов.
Важно, что дольщики не намерены доплачивать для завершения строительства. Один из участников долевого строительства предположил: «Вы управляете «Кроссом». Допустим, мы согласимся и на расчетный счет «Кросса» внесем доплату. А дальше, согласно закону о банкротстве, вы должны будете эти деньги передать внеочередным кредиторам. Допустим, после этого у вас не хватит денег на завершение строительных работ и что тогда? Мы опять останемся ни с чем?».
В ответ на это Алексей Комелев заявил, что кредиторы подписались под планом, который предусматривает выплату денег тем, кто стоит в совете кредиторов в четвертом квартале 2012 года после достройки дома.
Однако, по мнению дольщиков, кредиторам ничто не помешает до этого времени вновь созвать собрание и принять другое решение.
Более того, граждане не понимают, как арбитражный управляющий может собирать с них деньги на завершение строительства при том, что отсутствует даже разрешительная документация на объект.
Дела юридические
В завершение своей речи Алексей Комелев пояснил позицию арбитражного управляющего следующим образом: «Согласно пункту 1 статьи 102 федерального закона о банкротстве № 127-ФЗ внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника, то есть «Кросса». Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника, или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Разъясним данный пункт. Отказ дольщиков от подписания тех или иных дополнительных соглашений препятствует восстановлению платежеспособности должника. Согласно пункту 3 статьи 102 федерального закона о банкротстве № 127-ФЗ, договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора. Сторона по договору, в отношении которой заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.
Соответственно, при расторжении все вы пополняете совет кредиторов. То есть вы приобретаете права в отличие от дольщиков. Мы не просто расторгаем. Кредиторами вы будете по тем суммам, которые у вас в договорах. Вы можете в суде общей юрисдикции решить вопрос относительно того, стоит ли увеличивать сумму долга «Кросса» перед вами. Следует отметить, что подписание с дольщиками дополнительного соглашения об увеличении стоимости объекта долевого участия жилых и нежилых помещений из расчета доплаты 10 тысяч рублей за метр квадратный предусмотрено планом внешнего управления ООО «Кросс», утвержденным собранием кредиторов. При соблюдении плана внешнего управления, исполнении всех мероприятий, предусмотренных данным планом, возможно восстановление платежеспособности должника, то есть полное удовлетворение требований собрания кредиторов по завершению процедуры внешнего управления в сроки, отведенные судом на эту процедуру. Кроме того, возможно решение главной задачи внешнего управления ООО «Кросс» - достройка жилого дома, расположенного по адресу г. Самара, Железнодорожный район, улица Карла Маркса».
В ответ на эту речь адвокат Дмитрий Скворцов, присутствовавший на встрече, пояснил гражданам: «Как только вы напишете заявления, вступите в число кредиторов и войдете в процесс по банкротству, ваши имущественные требования превратятся в денежные. Денег у банкрота осталось на счету всего лишь 15 тысяч рублей».
Однако, по словам Алексея Комелева, на момент встречи, денег на счету банкрота уже совсем не осталось.
Дмитрий Скворцов продолжил: «Таким образом, трансформировать ваши имущественные требования о сохранении вашего имущества в залоге в денежные было бы нерационально. Но если вдруг кто-то рискнет отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, как сейчас было оглашено, дружно вступайте в банкротный процесс в качестве кредиторов и голосуйте за отстранение управляющего Государева по основаниям, которые я провозгласил еще в первом процессе – за систематическое грубое нарушение прав кредиторов и процедуры банкротства. Более того, объявляю, что процедура банкротства подлежит по закону прекращению, если у банкрота не достаточно денежных средств для оплаты содержания конкурсного, внешнего управляющего Государева. Месячный оклад управляющего Государева – 30 тысяч рублей. Он установлен по соглашениям кредиторов. Но Государев, который знает лучше меня процедуры банкротства и закон, поскольку он аттестованный, который месяц продолжает в нарушение закона исполнять обязанности управляющего и не получать зарплату, оставляя ее на долги, чего делать с точки зрения действующего законодательства не в праве. Затем участник процедуры банкротства должен написать это все судье, и тогда процедура банкротства прекратится моментально. Я не говорил об этом, надеясь на то, что Государев исполнит обязательства по достройке дома. Мои ожидания не оправдались. Обязательства по достраиванию дома оказались со стороны Государева не осуществимы. Паче того, они были еще и незаконными, потому что обязанности управляющего Государева строго прописаны в законе, и он не имеет права достраивать этот дом. Тем более без согласия большинства членов ТСЖ».
Единственным вариантом, при котором по закону возможно продолжение дела о банкротства в такой ситуации, является наличие кредитора, который добровольно в арбитражном суде заявит о том, что берет на себя расходы по процедуре банкротства. Это пояснил в рамках встречи уже один из дольщиков ООО «Кросс», который также является юристом: «В противном случае вы обязаны заявить о прекращении процедуры банкротства».
Однако, как понял корреспондент «СИ» из высказываний участников собрания, такие кредиторы отсутствуют.
В итоге дольщики решили написать обращение в прокуратуру с жалобами на действия арбитражного управляющего.
Минстрой не расставил точки над «i»
На официальный запрос «СИ» о ситуации с этим объектом ООО «Кросс» региональное министерство строительства и ЖКХ ответило, что «4 июля 2011 года состоялось собрание участников долевого строительства жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, пр. Карла Маркса / ул. Владимирская, организованное внешним управляющим ООО «КРОСС» С.О. Государевым».
Правда, больше ничего об этом собрании Минстрой не сообщил. Помимо этого в ответе значилось: «В настоящее время приостановлены работы по формированию земельного участка по указанному адресу по заявлению ООО «Кросс» в связи с отсутствием согласия собрания кредиторов в представленном пакете документов. Одновременно ускорена работа по заявлению участника долевого строительства о предоставлении в аренду указанного земельного участка для завершения строительства многоэтажного жилого дома».
Относительно привлечения дополнительных денежных средств арбитражным управляющим Минстрой ничего не сообщил, лишь привел несколько тезисов из 214-ФЗ о долевом строительстве и возможности привлечения застройщиком средств дольщиков.