Холдингу «ЛенСпецСМУ» удалось отстоять право указывать в своей рекламе стоимость жилья в условных единицах.
Недовольство Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (УФАС) вызвала рекламная публикация в газете «АиФ на Мурмане», которую опубликовали в мае прошлого года. В статье под названием «Живи и учись в Петербурге» читателям сообщали, что родители выпускников смогут получить скидку на квартиры. Компания придумала оригинальный рекламный ход, указав размер скидки, который соответствовал текущему году, – 2010 у.е., а рядом стояла ссылка о том, что одна такая единица равна 32 рублям.
Трудности перевода
Специалисты УФАС рассматривали дело «ЛенСпецСМУ» два раза. Сначала комиссия ведомства во главе с заместителем руководителя управления Натальей Кругловой заявила, что «ЛенСпецСМУ» не нарушает закон о рекламе. Дело в том, что по этому документу «в рекламе товаров и иных объектов рекламирования стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случаях необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте». Хотя, как пояснили представители «ЛенСпецСМУ», в условных единицах был указан лишь размер скидки, а не сама стоимость жилья. К тому же, реклама содержала все необходимые сведения о том, сколько эти «у.е.» стоят.
Тем не менее, осенью прошлого года антимонопольщики свое решение поменяли и заявили о том, что реклама не соответствует действующему законодательству, выдав компании предписание об устранении нарушения и выписав штраф.
В «ЛенСпецСМУ» с таким положением вещей не согласились и подали иск в арбитражный суд – потребовали отменить предписание УФАС. В первых двух инстанциях дело удалось выиграть. Тем не менее, антимонопольная служба решила оспорить это решение в кассации – окончательный вердикт по делу вынесут 30 июня. А сегодня первая инстанция рассмотрела иск «ЛенСпецСМУ» об оспаривании выписанного штрафа. Решение по этому делу вынесут после того, как кассационный суд поставит окончательную точку в деле об отмене предписания антимонопольщиков. Скорее всего, решение будет в пользу застройщика – как посчитали суды первой и апелляционной инстанций, рекламная статья содержит все необходимые данные для получения потребителями «объективной и достоверной информации о размере скидки, а расчет размера скидки является элементарным для любой категории потребителей». Таким образом, как посчитали служители Фемиды, реклама является добросовестной и не нарушает действующее законодательство.
Магический ход
В последнее время застройщики почти никогда не указывают стоимость своего жилья в условных единицах. «Термин «у.е.» используется лишь при взаимоотношениях с партнерами. В рекламе цена всегда устанавливается в рублях и застройщики почти никогда не нарушают это правило», – рассказывает директор департамента новостроек агентства недвижимости «Бекар» Ольга Литвиченко.
По мнению председателя правления Северо-Западной палаты недвижимости Павла Созинова, если компания видит смысл указать в своей рекламе размер скидки в условных единицах, это не может являться основанием для вмешательства УФАС. «Главное, чтобы потребителя не вводили в заблуждение, а расчет условной единицы был для него понятным», – резюмирует он.
«Компанию подвело желание использовать магические цифры года в своей рекламе. Использование цен в условных единицах уже несколько лет не практикуется застройщиками в рекламных кампаниях, поэтому случаи привлечения к ответственности за такое нарушение редки. Этот спор интересен тем, что в «у.е.» указана не цена, а скидка с нее, что прямо не регулируется законом. Однако ФАС однозначно распространил действие правовой нормы и на скидку», – уточнил руководитель практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.