Арбитражный суд начал рассматривать очередной иск о несостоятельности структур «М-Индустрия».
Сегодня Арбитражный суд Петербурга и области начал рассмотрение иска о банкротстве ЗАО «Строительное объединение «М-Индустрия», который был подан в конце ноября. Инициатором иска стал Александр Анфалов, которому компания должна 44,2 млн рублей по договору облигационного займа. Рассмотрение этого дела еще не закончено – долг был подтвержден решением Городского суда Петербурга. Но это решение застройщик сейчас оспаривает в надзорной инстанции – иск рассмотрят 2 марта. В итоге вопрос о банкротстве тоже отложен до апреля 2011 года.
Александр Анфалов настроен более чем решительно. Тем не менее, на состоявшемся сегодня заседании представитель строительного объединения «М-Индустрия» пытался ходатайствовать о проведении заседания в закрытом режиме. По словам юриста застройщика, процесс о банкротстве – это «коммерческая тайна» компании. Впрочем, дело о банкротстве дочерней компании одного из лидеров строительного рынка Петербурга суд не счет тайной. Заседание вели в открытом режиме, но решили отложить – до того момента, пока надзорная инстанция вынесет решение по делу о взыскании долга. По существу процесс рассмотрят 19 апреля. В пресс-службе «М-Индустрии» от комментариев отказались. Президент группы компаний «М-Индустрия» МагеррамБехбудов, заявил, что банкротства компании он не допустит. «Думаю, все вопросы мы решим. Мы не куда не уходим и не собираемся уходить с этого рынка», рассказал он.
На грани банкроства
Этот процесс – далеко не первая попытка обанкротить структуры группы «И-Индустрия». В конце 2009 года суд рассматривал иск о банкротстве ЗАО «М-Индустрия», поданный от имени Веры Короткевич, Кирилла и Ирины Стеховских. Семья хотела получить деньги за возвращенную назад застройщику некачественную квартиру в жилом комплексе «Дом со львами». Истцы утверждали, что в их квартире текла крыша.
В августе 2008-го в Кировском районном суде стороны заключили мировое соглашение. Согласно тексту соглашения, «М-Индустрия» выкупила квартиру семьи Веры Короткевич по рыночной цене. На момент подписания стоимость жилья составляла порядка 23 млн рублей.
По заключенному между сторонами договору купли-продажи, 10% стоимости квартиры компания должна была выплатить сразу, что незамедлительно и сделала. Остальную часть суммы «М-Индустрия» обязалась перечислить путем открытия 100% безотзывного аккредитива в банке – после того, как право собственности будет оформлено на компанию. «Право собственности мы оформили, однако денег своих так и не дождались – оказалось, что аккредитива никто не открывал», - рассказывала Вера Короткевич.
В августе 2009 года Арбитражный суд Петербурга и области принял к производству заявление о признании ЗАО «М-Индустрия» банкротом от имени Веры Короткевич, Кирилла и Ирины Стеховских. Впрочем, как рассказывал директор по маркетинговым коммуникациям группы компании «М-Индустрия» Алексей Топольницкий рассказал, что причина разногласия с жильцами «Дома со львами» в том, что бывший генеральный директор компании «М-Индустрия» Денис Тихонов неправильно оценил сумму сделки с семьей Веры Короткевич.
Весной прошлого года дело прекратили – «М-Индустрия» выплатила истцам требуемую сумму.
В конце 2009 года Федеральная налоговая служба пыталась признать банкротом главную генподрядную организацию группы - ООО «Строительная компания «М-Индустрия». Долг, впрочем, компания погасила.
Репутационные риски
Скорее всего, иск о несостоятельности ЗАО «Строительное объединение «М-Индустрия» также закончится выплатой долга. Тем более, с юридической точки зрения банкротство – далеко не самый эффективный метод взыскания долгов. Тем не менее, многие участники рынка недвижимости вынуждены прибегать к этой процедуре – иными способами деньги бывает не получить.
«Рассматривать закон о несостоятельности в качестве инструмент возврата денег можно лишь при банкротстве крупных или средних компаний с большим количеством активов, которые будет трудно вывести. Хотя и в этом случае банкротство – это крайняя мера. Самым быстрым и результативным способом взыскания долга при правильном подходе является исполнительное производство», - считает управляющий партнёр юридической компании Rightmark group Михаил Бойцов.
Как считает старший юрист практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Юрий Халимовский, инициировать процесс несостоятельности имеет смысл и в качестве меры психологического давления. «Часто у компании-должника отсутствуют деньги и высоколиквидное имущество, но есть другие активы – долгосрочные контракты, права на землю или иную недвижимость. Как правило, в этом случае участники вносят в компанию дополнительные средства и погашают долг, чтобы прекратить банкротную процедуру», - резюмирует он.