Доля новых жилых проектов с отделкой в сегментах комфорт и бизнес, которые вышли на столичный рынок во втором полугодии прошлого года, выросла на 14% по сравнению с показателем первого полугодия.
По данным аналитиков Группы «Эталон», наиболее заметно доля проектов, в которых представлен объем квартир с какой-либо отделкой, выросла в новых проектах бизнес-класса. Этот показатель вырос почти в полтора раза: с 50% до 73%. В комфорт-классе различные варианты отделки застройщики предлагают уже в 81% проектов-дебютантов (полгода назад этот показатель составлял 67%). При этом покупатели жилья комфорт-класса явно отдают предпочтение чистовой отделке: доля проектов, в которых предлагается только такой вариант, выросла до 52%. В свою очередь в бизнес-классе преобладает white box (предчистовая отделка): в 47% проектов можно выбирать между этим вариантом и чистовой отделкой и еще в 20% новых ЖК представлен только white box.
В целом же доля проектов, где можно выбрать только whitebox, в обоих сегментах сократилась на 13%, а доля проектов, где есть только чистовая отделка или выбор между чистовой и предчистовой, наоборот выросла до 79% (66% полгода назад).
На фоне доступной ипотеки и роста числа сделок с использованием заемных средств, покупатели все чаще выбирают новостройки с готовой отделкой. Кроме того, стоимость отделки от застройщика входит в общую стоимость квартиры и может быть включена в сумму ипотеки.
Еще один тренд, характерный для столичного рынка жилья во второй половине 2020 года, – максимальное разнообразие нестандартных планировочных решений.
Квартирография 93% жилых комплексов в этом сегменте, пополнивших экспозицию в июне-декабре прошлого года, включает различный объем квартир с одной или сразу с несколькими нестандартными опциями.
Аудитории комфорт-класса по-прежнему предлагается более стандартный продукт, но отдельные решения из «бизнеса» постепенно приходят и в этот сегмент. Уже сейчас, например, без европланировок не обходится ни одна премьера в этом сегменте.