Взносы за капитальный ремонт вызывали недовольство граждан с самого начала их введения. Особенно возмущены были те, кто проживает в новых домах, которым ремонт не потребуется еще долгие годы. Однако жилищное законодательство содержит четкий перечень случаев, когда граждане освобождаются от оплаты капительного ремонта, и они не связаны со сроком ввода дома в эксплуатацию, объясняет адвокат Олег Сухов.


Сразу стоит определиться с понятием «новостройки». В 2015 году в Жилищный кодекс были внесены изменения, согласно которым, к таким домам относятся введенные в эксплуатацию после 1 июля 2016 года. Таким образом, внешний вид дома, состояние коммуникаций и другие факторы в правовом смысле роли играть не будут. Это понятие не имеет значения для капитального ремонта (отдельные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством), но важны для решения вопроса о текущем ремонте и устранения выявленных в здании недостатков.


Новостройки, как правило, находятся на гарантии у застройщика на срок до 5 лет, поэтому многие ошибочно думают, что в течение этого срока платить взносы за капитальный ремонт не надо. Это не так. Вы можете потребовать у застройщика устранить любые недостатки в доме в период гарантии, но логика взносов за капитальный ремонт другая – денежные средства идут в общий фонд, поэтому вы платите за то, чтобы ремонт вашего дома был произведен в будущем.


Необходимо выбрать управляющую компанию, которая будет заниматься вопросами планирования капительного ремонта – только в таком случае вы сможете решить вопросы постановки дома в очередь на ремонт.


Согласно ст. 169 Жилищного кодекса, не должны платить взносы за капитальный ремонт граждане:

- проживающие в аварийных домах, подлежащих сносу;

- проживающих в домах, которые подлежат изъятию для государственных и муниципальных нужд;

- в иных случаях, предусмотренных законом, для избежания повторного проведения работ, если такие были произведены.


Также стоит отметить отдельный случай, когда можно не платить взносы за капитальный ремонт – если достигнут минимальный размер фонда на капитальный ремонт, который принят собственниками на общем собрании. Для того, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо провести общее собрание, на котором принять решение о формировании фонда на специальном счете (ст. 170 ЖК РФ).


Устанавливать минимальный размер фонда должны региональные власти. При достижении этой суммы собственники должны принять решение о приостановлении внесения платежей. При этом, приостановление не касается собственников, имеющих задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт. Таким образом, избежать своей доли участия в формировании фонда не получится. Стоит также учитывать, что размер взноса не может быть ниже того, который установлен субъектом РФ.


Вопросы о капитальном ремонте часто задают и граждане, которые проживают в ветхом жилье, не признанном аварийным. Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, капитальный ремонт таких домов нецелесообразен, с другой – если его не делать, то они сразу же превратятся в аварийные, но переселение происходит по определенному плану, так что власти не могут себе позволить отменить взносы для собственников ветхого жилья.  Так что на сегодняшний день граждане, проживающие в ветхом жилье, также должны платить взносы на капитальный ремонт.


Также стоит помнить, что федеральное и региональное законодательство предусматривает льготы по оплате капитального ремонта для определенных категорий лиц. Например, на федеральном уровне действуют льготы для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, ветеранов и т.д. Согласно ст. 169 ЖК РФ, региональные власти вправе устанавливать компенсацию расходов за капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет и старше.