Заемщики взяли ипотечных кредитов на общую сумму 308,6 млн. руб., причем 242 семьи оформили кредиты с компенсацией части процентов за счет бюджета региона. Средний размер заемных средств в первой половине 2009 года составил 1,18 млн. руб., что несколько ниже, чем было год назад (1,28 млн. руб.). Продолжительность среднего срока погашения кредита осталась примерно на том же уровне и составила 19,8 года. Тут надо сделать важное замечание. Дело в том, что одной из задач нацпроекта была следующая: срок погашения ипотечного кредита должен составлять не более 3.5 лет. Коэффициент этот высчитывается просто: берем среднестатистическую семью, и прикидываем, сколько годовых доходов ей потребуется, чтобы купить такое же среднестатистическое жилье, если исключить все иные траты - на питание, одежду, оплату услуг и так далее. Коэффициент, равный трем годовым доходам, считался "классическим" показателем. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в Америке в период ипотечного бума. У России, традиционно, свои реалии. Поэтому и коэффициент доступности жилья у нас рассчитывается специфически: исходя из среднерыночной стоимости квартиры площадью 54 кв. м и среднегодового денежного дохода семьи из трех человек. В 2006 году этот коэффициент составил 4,7 года, тогда как по контрольным показателям программы "Жилище" он должен был снизиться до 3,5 года. Однако на практике мы видим совсем другие цифры.
Как отметили чиновники на «круглом столе» в Госдуме, главная причина того, что вследствие роста сроков погашения ипотечного кредита жилье становится все более недоступным, заключается в резком росте цен на рынке жилья, причем в основном за счет спекулятивной составляющей. Сравним цифры. По данным Госстроя, стоимость строительства 1 кв. м в 2006 году в целом по России составила 13 662 рубля. А продавался этот метр уже за 32 500 рублей! Фактически, рост цен на жилье на 20 процентов превысил рост доходов граждан. Коэффициент доступности жилья, увы, все стремительнее превращается в коэффициент недоступности.
Кроме того, за три года из ветхого и аварийного жилья в благоустроенные квартиры переехали 4368 семей (более 10 тыс. человек), ликвидировано 119,8 тыс. кв. м непригодного для жизни жилфонда – об этом сообщает пресс-служба министерства строительного комплекса области.
Но есть и другие сведения, которые можно найти на сайте правительства Москвы. Так, в 2009 году плановое значение объема ввода жилья на год составило 3 100 000 кв.м. На 1 октября 2009 года было введено 2 464 478 кв.м. Количество молодых семей, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, составило 1 394. Цифры, бесспорно, обнадеживают, но тут как всегда появляется небольшое «но». В тех же самых документах нет ни малейших сведений о том, каким образом приобретение квадратных метров финансировалось как федеральным, так и консолидированным бюджетами субъекта Российской Федерации – ни плановым на год, ни фактическим на отчетную дату. Причина этого: «В связи с отсутствием методики расчетов». Возникает вопрос: каким образом, в таком случае, производится распределение бюджетных средств, призванных помочь многим тысячам людей воплотить мечту о собственном жилье? На основании чего выделяются те или иные суммы? Выделяются ли вообще? И каким образом за них потом отчитываются – если, по заявлению департамента экономической политики и развития города Москвы, отсутствует сама методика расчетов?
Вероятно, когда будут ответы на эти простые, необходимые для реализации приоритетных проектов вопросы, программа "Доступное и комфортное жилье гражданам России" из мифа превратится в реальность. И многие миллионы семей получат, наконец, шанс воплотить в жизнь свою заветную мечту об отдельных квадратных метрах. Пока же, увы, пути решения «квартирного вопроса» в масштабах всей страны остаются только на бумаге.
Автор: Анна Сяпина.