Северо-запад традиционно является округом «второй столицы», что дает ему некоторые преимущества, но в то же время накладывает и немалую ответственность – понятно, что находясь рядом с Москвой гораздо легче стать объектом пристального внимания контролирующих органов. Так, среди регионов ФО наиболее уверенно чувствует себя Карелия. Там за январь-февраль прошлого года  259 семей стали участниками республиканской программы ипотечного жилищного кредитования, и приобрели вожделенные квадратные метры; это в 1,6 раза больше, чем за такой же период 2008 года.




Заемщики взяли ипотечных кредитов на общую сумму 308,6 млн. руб., причем 242 семьи оформили кредиты с компенсацией части процентов за счет бюджета региона. Средний размер заемных средств в первой половине 2009 года составил 1,18 млн. руб., что несколько ниже, чем было год назад (1,28 млн. руб.). Продолжительность среднего срока погашения кредита осталась примерно на том же уровне и составила 19,8 года. Тут надо сделать важное замечание. Дело в том, что одной из задач нацпроекта была следующая: срок погашения ипотечного кредита должен составлять не более 3.5 лет. Коэффициент этот высчитывается просто: берем среднестатистическую семью, и прикидываем, сколько годовых доходов ей потребуется, чтобы купить такое же среднестатистическое жилье, если исключить все иные траты - на питание, одежду, оплату услуг и так далее. Коэффициент, равный трем годовым доходам, считался "классическим" показателем. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в Америке в период ипотечного бума. У России, традиционно, свои реалии. Поэтому и коэффициент доступности жилья у нас рассчитывается специфически: исходя из среднерыночной стоимости квартиры площадью 54 кв. м и среднегодового денежного дохода семьи из трех человек. В 2006 году этот коэффициент составил 4,7 года, тогда как по контрольным показателям программы "Жилище" он должен был снизиться до 3,5 года. Однако на практике мы видим совсем другие цифры.


Как отметили чиновники на «круглом столе» в Госдуме, главная причина того, что вследствие роста сроков погашения ипотечного кредита жилье становится все более недоступным, заключается в резком росте цен на рынке жилья, причем в основном за счет спекулятивной составляющей. Сравним цифры. По данным Госстроя, стоимость строительства 1 кв. м в 2006 году в целом по России составила 13 662 рубля. А продавался этот метр уже за 32 500 рублей! Фактически, рост цен на жилье на 20 процентов превысил рост доходов граждан. Коэффициент доступности жилья, увы, все стремительнее превращается в коэффициент недоступности.


 Не стоит забывать, что основной идеей нацпроекта является именно повышение доступности жилья. Если сравнивать с другими регионами Северо-запада, в Мурманске, к примеру, оно в 2009 году было самое дешевое. Но если соотнести цены с доходами большинства граждан, то окажется, что относительно дешевое и доступное - вещи пока разные. По информации Мурманстата, на вторичном рынке жилья средняя цена за один квадратный метр общей площади на конец второго квартала 2009 года составила почти 29 тысяч рублей. То есть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 10 процентов. Удорожание квартир происходит не только из-за роста цены квадратного метра, но и в результате увеличения их площади. В прошлом году в эксплуатацию сдано 56 квартир, средний размер которых составил 167,45 квадратного метра. То есть жилье становится более комфортным, но при этом менее доступным. Поэтому, как считают в министерстве строительства и территориального развития, наряду с наращиванием объемов строительства необходимо расширять предложение жилья для семей с разным уровнем дохода, развивать различные инструменты для его приобретения или строительства – т.е., ипотеку и государственные субсидии. А о том, насколько реально они работают, мы говорили в наших предыдущих материалах.


 Очевидно одно – ни близость к Москве, ни радение чиновников за то, чтобы выйти с контрольными цифрами темпов выполнения нацпроекта на более-менее достойный уровень не уберегли Северо-запад от общероссийских проблем реализации приоритетного проекта. И надежды на то, что в 2010 году в ФО ситуация существенно изменится к лучшему, надежды мало.


 Центральный регион России по понятным причинам стабильно удерживает первенство в реализации нацпроекта. Так, московские власти четко обрисовали себе круг задач, которые необходимо выполнить к 2010 году. Одним из приоритетов являлось увеличение объемов жилья, выделяемого под социальные нужды, до 2,2 - 2,3 млн. кв. метров. В 2005-2007 году в горадминистрации утверждали, что этот результат будет достигнут в основном за счет социальной ипотеки. Однако понятие «социальной ипотеки», и перспективы ее развития в условиях отсутствия свободного нераспроданного жилья – как следствие кризиса строительной отрасли – весьма туманны. "Ни для продавцов новостроек, ни для продавцов "вторички" нет никакого резона ждать пока ипотечные покупатели оформят кредит - проще и быстрее продать квартиру тому, у кого есть "живые" деньги", - уверены аналитики. А если снова вспомнить и о том, с какой «охотой» банки выдают ипотечные кредиты, то надежда на социальную ипотеку становится вовсе призрачной.


 При этом официально заявленные данные выглядят весьма заманчиво. Так, более 22 миллионов квадратных метров жилья построили за 2006-2008 годы на территории Московской области. В 2006 году в Московской области объем жилищного строительства составил 6,5 млн. кв. м, а в 2007 и 2008 годах на территории региона ввели по 7,8 млн. кв. м жилья. Уровень обеспеченности населения жильем увеличился с 26 кв. м на человека в 2006 году до 28,4 кв. м на каждого жителя Подмосковья – в 2008 году.


Кроме того, за три года из ветхого и аварийного жилья в благоустроенные квартиры переехали 4368 семей (более 10 тыс. человек), ликвидировано 119,8 тыс. кв. м непригодного для жизни жилфонда – об этом сообщает пресс-служба министерства строительного комплекса области.


Но есть и другие сведения, которые можно найти на сайте правительства Москвы. Так, в 2009 году плановое значение объема ввода жилья на год составило 3 100 000 кв.м. На 1 октября 2009 года было введено 2 464 478 кв.м. Количество молодых семей, получивших государственную поддержку в приобретении жилья, составило 1 394. Цифры, бесспорно, обнадеживают, но тут как всегда появляется небольшое «но». В тех же самых документах нет ни малейших сведений о том, каким образом приобретение квадратных метров финансировалось как федеральным, так и консолидированным бюджетами субъекта Российской Федерации – ни плановым на год, ни фактическим на отчетную дату. Причина этого: «В связи с отсутствием методики расчетов». Возникает вопрос: каким образом, в таком случае, производится распределение бюджетных средств, призванных помочь многим тысячам людей воплотить мечту о собственном жилье? На основании чего выделяются те или иные суммы? Выделяются ли вообще? И каким образом за них потом отчитываются – если, по заявлению департамента экономической политики и развития города Москвы, отсутствует сама методика расчетов?


Вероятно, когда будут ответы на эти простые,  необходимые для реализации приоритетных проектов вопросы, программа "Доступное и комфортное жилье гражданам России" из мифа превратится в реальность. И многие миллионы семей получат, наконец, шанс воплотить в жизнь свою заветную мечту об отдельных квадратных метрах. Пока же, увы, пути решения «квартирного вопроса» в масштабах всей страны остаются только на бумаге.


 


Автор: Анна Сяпина.