А точнее о помощи, которую оно готово оказать молодым семьям в вопросе получения отдельных квадратных метров. Если обратиться к истории, то законопроекты, обещающие предоставить всем молодым семьям собственную жилплощадь, стали появляться еще в 1993 году. Как это часто бывает, нестабильная экономическая и политическая ситуация не позволили в полной мере реализовать все замыслы правительства. Однако со временем стало понятно, что, несмотря на все сложности, программа оказалась нежизнеспособной отнюдь не по причине внешнеэкономических факторов. Непродуманная законодательная база, коррупция и, во многом, оторванные от реальности задачи – все это не позволило стать программе действительно полезной для решения квартирного вопроса. И к 2002 году появилась новая государственная программа в области жилищной политики «Доступное жилье». В ней чиновники постарались учесть все предыдущие ошибки, а так же максимально сократить сроки реализации проекта.


 


В сентябре 2005 года президент России Владимир Путин объявил о том, что в стране стартовал Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан. Осенью 2008 года было сделано заявление о том, что проект будет «переформатирован» в государственную программу, реализация которой начнётся с 2009 и продлится до 2012 года. Основными направлениями проекта продекларированы: развитие массового жилищного строительства; государственная поддержка спроса на рынке жилья; повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг. Так же были определены категории граждан, которые попадают под действие Национального проекта. По мнению чиновников, рассчитывать на новое жилье могут участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Это может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей. Семье необходимо соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году, не превышает 30 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.




Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Также на помощь государства могут рассчитывать молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. Основания признания установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.


Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Необходимо отметить, что участие в подпрограмме является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.


 


Проектом определен размер первоначального взноса по подпрограмме «Молодая семья». На сегодняшний день он не может быть менее 20% от стоимости приобретаемого жилья. Естественно, не может не возникнуть вопрос – что делать, если у семьи нет финансовой возможности оплатить такую сумму? В комментариях к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» чиновники отвечают на него просто: «сейчас сумма первоначального взноса может составлять от 0 до 30% у разных банков и организаций, предоставляющих ипотечные кредиты. В последнее время наметилась устойчивая тенденция к снижению размера первоначального взноса. Еще год назад по стандартным условиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию он составлял 30% от стоимости жилья, в этом году это требование снижено до 10-20% от стоимости жилья. Причем первоначальный взнос снижают и ряд коммерческих банков. Подпрограммой предусмотрено использование средств субсидии в качестве первоначального взноса». Однако, как и в любом вопросе, касающемся приобретения жилья с помощью государства, здесь много подводных камней. Так, совершенно очевидно, что кредитные программы банков не соответствуют заявленным «10-20%» Более того, реальное положение вещей таково, что из-за кризиса многие банки вообще свернули ипотечные программы как таковые. А оставшиеся готовы помочь в вопросе обретения своего «гнезда» не мене, чем под 35-50% от стоимости жилья. Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), главный инструмент национального проекта «Жилье», несмотря на заявление о том, что в 2009 году увеличит свой уставный капитал до 200 млрд. рублей в рамках поддержки спроса на жилье, кредитует очень осторожно, ссылаясь на непростую экономическую ситуацию по стране в целом.


Так же кризис, как и ожидалось, внес свои коррективы в установленный план ввода жилья на 2009 год - 52 млн. м², выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.


 


Таким образом, насколько проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» готов оправдать себя в 2009-2012 годах – остается открытым. Однако внушает оптимизм тот факт, что при успешной реализации проекта к 2010 году планируется содействовать в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодых семей, а так же увеличить объемы ипотечного жилищного кредитования до 415 млрд. рублей. 


Хотелось бы отметить, что приведенные выше цифры справедливы в масштабах всей России. Если рассматривать более детально, то становится очевидно, что в каждом из регионов складывается своя, уникальная ситуация. И сложности с реализацией проекта в Москве совершенно отличны от сложностей в, к примеру, Владивостоке. В следующих материалах мы подробно рассмотрим, с какими сложностями сталкиваются регионы, а так же проведем анализ текущей ситуации.


  


Федеральная целевая программа «Жилище» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России»)  — государственная программа РФ в области жилищной политики. В настоящее время действует программа на 2002-2010 годы, включающая следующие подпрограммы: Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; Обеспечение жильем молодых семей; Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Программа является основным инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».


 


Автор: Анна Сяпина