Функции надзора и контроля в сфере строительства распределяются между федеральным и субфедеральным уровнями.


Федеральным органом, осуществляющим эти функции является Роспотребнадзор и его территориальные подразделения.


Функции контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга возложены также на Комитет по строительству


(6) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 № 47


«О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 650».


 


Вопросы к Администрации


 


1/ Где документы с официальной статистической информацией, необходимые для осуществления контроля за деятельностью застройщиков,


На каких основаниях ЗАО «Корпорация развития» были выделены несколько объектов (зданий или их части) для проведения капитального ремонта (устранения аварийности)?


Ул. Восстания, дом 40


Ул. Некрасова, дом 60


Ул. Тележная, дом 22-24


2/ Каким образом Администрация осуществляла контроль за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору?


Где находятся эти документы и как можно ознакомиться с этой отчетностью?


Сколько и от кого получено и на что потрачено?


4/ Где находятся ежеквартальная отчетная документация, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства?


5/ Где находятся ежеквартальная отчетная документация о выполнении застройщиком своих обязательств по договорам по формам и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации?


Где можно ознакомиться с этой отчетностью?


7/ Каким образом осуществлялся контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства?


На каких основаниях были пролонгации инвестиционных Договоров с КУГИ И Администрацией Центрального района?


8/ Были ли направлены застройщику предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, правовых актов уполномоченного органа?


Б/ Были ли установлены сроки устранения таких нарушений?


9 Будете ли Вы обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;


10/ Устанавливались ли требования к размеру собственных денежных средств застройщика?


Б/ Был ли установлен порядок расчета размера этих средств, а также нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика?


11/ Требовала ли Администрация от застройщиков устранения выявленных нарушений?


12/ Направляла ли Администрация застройщикам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, правовых актов уполномоченного органа?


13/ Принимала ли Администрация меры, необходимые для привлечения застройщика (его должностных лиц) к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.


 


6. Уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, если:


1) более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;


2) размер собственных средств застройщика ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации;


3) застройщиком не соблюдаются нормативы финансовой устойчивости его деятельности, установленные Правительством Российской Федерации;


4) застройщик не удовлетворяет требования участников долевого строительства по денежным обязательствам, предусмотренным частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и (или) не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности.


При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 100 тысяч рублей;


5) застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона, а также принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные настоящим Федеральным законом меры воздействия.


7. Уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о ликвидации застройщика, являющегося юридическим лицом, либо о прекращении застройщиком, являющимся физическим лицом, деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократного или грубого нарушения застройщиком положений настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях.


 


В ответе Губернатора Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко на указанный запрос, в частности, сообщалось:


«… разработаны и применяются четыре основных варианта завершения строительства «проблемных» объектов с учетом защиты прав участников долевого строительства, а именно:


1) передача объекта от застройщика товариществам собственников жилья, с изданием нового постановления Правительства Санкт-Петербурга на ранее установленных инвестиционных условиях;


2) завершение строительства объекта застройщиком при высокой степени его готовности, без издания нового постановления Правительства Санкт-Петербурга, под контролем товариществ собственников жилья;


3) передача объекта новому застройщику путем проведения открытого конкурса на право завершения строительства объекта с учетом решения имущественно-правовых вопросов всех участников долевого строительства и издание нового постановления Правительства Санкт-Петербурга;


4) завершение строительства объекта за счет средств бюджета Санкт-Петербурга с последующим оформлением жилья в казну Санкт-Петербурга и передачей городским очередникам, с учетом компенсационных выплат участникам долевого строительства.


Напомним, что власти, несмотря на активную поддержку дольщиков, неоднократно подчеркивали, что решать их проблемы за счет бюджета не могут:


«Мы хотели капитализма и рыночной экономики?! Что ж, это – издержки капитализма. Но при этом мы почему-то хотим социальной справедливости», – как-то выпалила Валентина Матвиенко, высказывая свое мнение по поводу проблем обманутых дольщиков.


Она неоднократно подчеркивала, что город с юридической точки зрения не имеет никакого влияния на бизнес. И все, что смог сделать Смольный - это создать комиссию, которая занимается теми, кто отдал последнее и остался на улице. Им либо предоставляли временное жилье, либо - ставили на очередь. Город также подключил строительный бизнес и банки, которые на основе индивидуального подхода возвращали гражданам вложенные деньги.


«У меня нет права давать бюджетное жилье, так как придется подвинуть очередников и льготников, которые и так десятилетиями ждут улучшения жилищных условий.


Не надо давить на меня и изображать всем из себя обманутых дольщиков», - заявила Матвиенко.


 


3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


По итогам многочисленных встреч и совещаний, проведенных Уполномоченным с гражданами и должностными лицами, можно предложить ряд действий, которые могли бы способствовать восстановлению прав дольщиков.


1. Необходимо обеспечить возбуждение и надлежащее ведение уголовных дел по всем фактам ненадлежащего исполнения обязательств по договорам долевого строительства, если есть основания подозревать признаки мошенничества. Дать ход всем возбужденным уголовным делам, не допуская их необоснованного прекращения.


2. Санкт-Петербург, как владелец земельных участков, выделяемых под строительство многоквартирных домов, имеет право самостоятельно устанавливать условия выделения такого участка. Помимо мер, предусмотренных ФЗ № 214, необходимо разработать более развернутый пакет типовых инвестиционных условий. В частности, необходимо предусмотреть открытие по каждому объекту специального счета в федеральном казначействе или в уполномоченном банке для накопления средств дольщиков и установить особый порядок списания средств с этого счета под контролем Комитета по строительству или товарищества собственников жилья.


3. Обеспечить бесплатную юридическую помощь участникам долевого строительства, включая экспертизу договоров, а также сопровождение дел в суде.


4. Разработать рекомендуемую форму договора долевого участия граждан в строительстве многоквартирного дома, предусматривающую максимальный учет интересов дольщиков, а также типовые формы прочих документов.


5. Обратиться в Санкт-Петербургский городской суд с просьбой обобщить практику рассмотрения дел обманутых дольщиков и выработать единообразный подход к решению проблемы.


6. Создать государственное предприятие для ведения строительства жилья на условиях долевого участия граждан. Наличие такого предприятия оздоровит конкурентную среду и предоставит гражданам возможность участия в долевом строительстве с высокой степенью безопасности. В частности, силами этого предприятия могли бы реализоваться и городские программы содействия обеспечению жильем различных категорий граждан, которым выделяются соответствующие субсидии.


7. Создать специальный фонд, который за счет внебюджетных средств помогал бы решить проблемы социально незащищенных дольщиков. Участниками такого фонда могли бы стать банки и крупные строительные корпорации, которые заинтересованы в поддержке реноме строительного бизнеса.