Минрегион закончил составление единого всероссийского реестра обманутых дольщиков. Итоговая цифра оказалась на треть выше прогнозов. Запросив из каждого субъекта поадресный список проблемных объектов с точным числом заключенных договоров, минрегион вышел на показатель 80 тысяч обманутых дольщиков.

Каковы теперь будут действия властей? Есть ли гарантия, что все 80 тысяч человек уже к концу 2012 года, а именно такую задачу ставят федеральные власти, справят новоселье? С этим вопросом "Российская газета" обратилась к заместителю министра регионального развития Константину Королевскому.

Константин Королевский: Если быть до конца точным, то сегодня в сводном списке, основанном на данных регионов, 80 тысяч 319 человек и 897 объектов. Сразу подчеркну: это не федеральная поименная база данных. Это реестр прежде всего проблемных объектов. На уровне каждого субъекта свое определение этого термина, так же как и понятие "обманутого дольщика", свой перечень критериев для включения в региональный реестр и свои меры поддержки, - все эти показатели содержатся в разработанных и принятых законах субъектов РФ.

Именно руководители субъектов своей нормативной базой определяют, кого считать обманутым. Каждый регион разработал и передал нам свои реестры и планы-графики по решению проблемы и по вводу этих домов.

Некоторые стройки по вполне понятным причинам не укладываются в срок до середины 2012 года и переходят на конец года. Но жесткое требование ко всем без исключения губернаторам и главам субъектов - чтобы по каждому из объектов, входящих в региональный перечень, люди, заключившие договоры, понимали, что в такое-то время, в таком-то доме для него строится такая-то квартира или его вопрос решается с применением других вариантов.

В ближайшее время мы сведем все графики в единый по стране, откорректируем его и будем следить за его выполнением.

Российская газета: Как человеку, к примеру, в Казани, узнать, вошел ли его недостроенный дом в тот перечень проблемных объектов, взятых на карандаш минрегионом? И что делать, если он оказался за бортом?

Королевский: Обратная связь для минрегиона очень важна. Мы должны быть уверены, что списки выверены не только чиновниками, но и самими пострадавшими. Для этого есть несколько механизмов. Во-первых, в каждом субъекте создана рабочая группа или межотраслевой совет по решению этой проблемы. Минрегион давал поручение руководителям, ответственным за это направление в субъектах, в обязательном порядке включить в этот совет представителя инициативной группы обманутых дольщиков. Во всех субъектах такие рабочие группы появились. А вот дольщики вошли лишь в 2/3 таких групп. Думаю, что до конца марта обратная связь с народом заработает во всех проблемных субъектах. Кроме того, эти контакты будут открыты: люди должны в лицо знать тех, кто ответственен за решение их жилищных и социальных вопросов.

Региональные реестры должны предоставляться для ознакомления всем желающим, и на уровне субъекта, может быть, при созданной комиссии надо решать, включать или исключать тот или иной объект из реестра. К тому же в координационный совет, созданный в конце года непосредственно министерством регионального развития, также войдут представители пострадавших дольщиков - их кандидатуры будут рассмотрены на ближайшем собрании совета. Эти люди начнут работать в тесной связке с региональными инициативными группами дольщиков.

РГ: Как на местах уже помогают людям?

Королевский: Помимо непосредственно выделения реальных средств из регионального бюджета на завершение строительства домов есть и немало других вариантов, в том числе направленных на увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта.

РГ: За счет чего?

Королевский: Например, за счет снижения или полного исключения затрат на подключение к инженерной инфраструктуре. Допустим, стоит дом с высокой степенью готовности, а на то, чтобы подвести к нему сети, нужно заплатить несколько десятков миллионов рублей. Для многих дольщиков - неподъемная сумма. В ряде случаев в областных администрациях им идут навстречу. Иногда, если это возможно, вносят изменения в проектно-сметную документацию или идут на увеличение площади земельного участка, выделенного под строительство объекта.

Есть и примеры, когда субъекты частично или полностью отказывались от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком).

РГ: Недавно премьер Владимир Путин сообщил, что в качестве одной из мер компенсаций пострадавшим дольщикам может быть выделен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Насколько это реально?

Королевский: Эта форма компенсации уже активно используется в регионах. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и в целом ряде других субъектов такая практика вряд ли в полной мере заработает. А вот, к примеру, в Ульяновске, в Вологде, Владимирской области люди уже осваивают новые выделенные участки и строят жилье. Естественно, никакой принудиловки - человек сам решает, какой вариант ему выбрать.

РГ: А как отреагировали руководители субъектов, когда узнали, что проблему обманутых дольщиков им нужно решить до конца 2012 года и при этом из федерального бюджета на эти цели не будет выделено ни копейки? Ведь большинство субъектов дотационные.

Королевский: Большинство губернаторов отнеслись с пониманием. Как показала практика, унифицированного варианта действий зачастую нет.

Именно поэтому минрегион как координирующий орган обобщил положительный опыт регионов, проанализировал всю собранную законодательную базу - чтобы в каждом субъекте смогли тиражировать опыт передовиков по решению проблемы. Также по нашей инициативе сейчас в ряде регионов, где раньше этому вопросу не уделяли должного внимания, разрабатываются местные постановления и областные законы, направленные на поддержку пострадавших дольщиков.